Психоактивный словарь

Скачать

Способы взаимодействия со словарем

Прежде всего следует осознать главное – данный словарь представляет собой психоактивный текст, где каждая статья является своеобразным психоаналитическим процессом с той небольшой разницей, что на подобном сеансе присутствует не человек, а слово.

Во-вторых, данный словарь представляет собой интерактивный текст. Это значит, что читатель не просто читает ту или иную статью, но невольно вступает с ней в динамические бессознательные отношения. Стало быть, он также становится участником психоаналитического процесса, равно, как и слово, о котором он читает.

В третьих, данный словарь – это гипертекст, то есть предполагает возможность его прочтения двумя способами, а именно: следуя алфавитному порядку и от статьи к статье, обращая внимание на жирным шрифтом выделенные слова.

Существует еще один способ, где каждая статья может восприниматься как медитативный текст, и, причем такой, который в свою очередь способен побудить к собственной медитативной активности читателя. В этом случае прочтение статей осуществляется в определенной последовательности, в соответствии со структурой и динамикой трансформационного процесса.

 

8. Логика трансформации.

Сколь бы своеобразными не представлялись варианты развития людских судеб, они, тем не менее, вполне спонтанно и естественно стекаются к Источнику общих закономерностей, правил и предписаний. Так, например, не смотря на все различие в практически безграничном множестве нюансов между людьми, их обобщает то, что все они рождаются и умирают. Рождение и смерть – такие факты, которые никто еще не смог преодолеть, отринуть или игнорировать.

Настоящий принцип касается и таинства поступательного развития психобытийного человеческого состояния – его перехода от примитивных, ограниченных форм существования к реализации заложенных в нем мощных потенций, проявлению их во всей полноте изначально данных сил и способностей.

Личное преображение у каждого осуществляется по-своему, тем человек и самобытен. Однако, с другой стороны, диалектика подобного движения неизменно предполагает и наличие некоего обобщающего закона, который проявление свободы организует, упорядочивает и делает ее по-настоящему свободной. Размышляя вдумчиво, мы легко убеждаемся, что крайнюю степень несвободы представляет собой как раз хаос.

Если мы хотим добраться до пункта назначения, то, разумеется, сверяемся с дорожными указателями, и чем добросовестнее это делаем, тем больше шансов у нас попасть туда.

Трансформацию личности можно представить в виде универсального пути, с одинаковыми для всех знаками, обозначениями и указателями, что вовсе не обязывает, не призывает и даже не предполагает выстраиваться в одну колонну и дружным стадом маршировать по проложенному маршруту к заветному счастью. Кто-то волен идти, кто-то бежать, иной решит поехать, и каждый – своим способом, своим темпом, со своими остановками, передышками, привалами, хотя при этом перевалы одни и те же.

Намечая основу карты жизненных пространств и бытийных территорий, выделим на ней основные позиции, которые и обозначат трассу трансформации.

(1). Желание измениться начинается с характерного стремления разобраться в себе. Но для этого необходимо проявить достаточную решительность. Ведь подобная процедура предполагает прежде всего готовность быть предельно честным по отношению к себе. А для этого следует прекратить себе лгать. Ситуация же усложняется тем, что способы, которыми мы себя обманываем, весьма искусны и изощренны. Вряд ли кто при этом восклицает, мол вот, дескать, я себе самым наглым образом вру! Отнюдь – наши ухищрения куда пленительней, и почти всегда они проявляются в форме самооправданий, рационализаций, и даже доказательств собственной правоты. Таким образом, уже на корню благое намерение может быть подрублено.

Поэтому на данном этапе важно, проявив силу своего намерения измениться, сказать себе «Стоп!» – и осознать, что такие тенденции как: Самооправдание, Приверженность к собственной правоте, Рациональное обоснование своих иррациональных побуждений есть – Ложь.

Если не остановиться в этот момент и позволить увлечь себя инерции прежних стереотипов, то не избежать тупика, где многие уже сломались, придавленные тяжестью собственной лжи.

И именно отказ ото лжи себе является первым шагом Трансформации.

И на данном этапе самопознания рекомендуется глубоко осмыслить следующие темы:

Закон.

Ложь.

Зло.

Болезнь.

Зона Мертвая.

Смерть.

Ад.

Защиты.

Зависть.

Обида.

Ненависть.

(2). Как только принято осознанное решение прекратить всякую ложь по отношению к себе, Бессознательное на это начинает реагировать. Потаенные душевные механизмы актуализируют активность изменений. Но постольку поскольку, где изменения, там и перемены, душе следует настроиться на восприятие и принятие происходящего, а разуму – проявить надлежащую бдительность для того, чтобы утилизировать и переработать новый жизненный материал. Кроме того, освобождение ото лжи позволяет начать уже объективно, беспристрастно разбираться в собственных механизмах и программах жизнедеятельности.

И здесь рекомендуется освоение таких тем как:

Кризис.

Вина.

Грех.

Родовая травма.

 

(3). Следующим испытанием, а значит, и препятствием на пути к Себе, является наша зависимость от общественного мнения, суждений и оценок окружающих. Это камень преткновения, о который разбилась не одна судьба, и он столь же крепок, как и собственная ложь. И пока мы не преодолеем данный барьер, о дальнейшем продвижении говорить бессмысленно.

Спокойно и без натуги перебраться через подобное препятствие поможет осмысление того, что из себя представляют:

Долг.

Идея.

Идол.

Мораль.

Мнение.

Труд.

Толпа.

(4). По свершении осмысления своей внутренней и реальной независимости от позиций окружающих, зачастую претендующих и атакующих, Мир не преминет дать обратную связь – ведь никакой отрыв не проходит бесследно, и, как правило, окружающих задевает происходящая с нами трансформация.

При этом возможно как раз усиление претензий и притязаний со стороны других людей, тех, чье желание контролировать и манипулировать оказалось ущемленным. И арсенал их стратегических ухищрений обычно обладает достаточной изобретательностью, хотя при этом и далеко – не безграничностью, его проявления обычно варьируют что-то между обличением, критицизмом, шантажом и заискиванием или лестью.

При прохождении настоящего участка следует четко усвоить для себя несколько правил и спокойно им следовать:

«1). Кроме самых близких ты нужен другим лишь с одной целью – они хотят тебя использовать. Поэтому запомни: ты никому и ничем не обязан, никому и ничего не должен, сколь бы тебя не уверяли в обратном».

«2). Если ты не будешь сам управлять собой, обязательно найдется тот, кто сделает это за тебя. Иными словами, или ты управляешь собой, или тобой управляют другие. Или – или. Третьего не дано».

«3). Окружающие хотят, чтобы ты оправдывал их ожидания. Но ты создан вовсе не для того, чтобы оправдывать ожидания окружающих. Иди не туда, куда тебе указывают или советуют, а туда, куда ты хочешь идти. Если же ты не знаешь, куда тебе хочется, сделай остановку и не дергайся».

 

Хорошо известное выражение «потерять душу» с точки зрения конкретных обстоятельств означает «подчиниться чьему-либо влиянию». А в данном случае уже можно говорить не столько о потере души, сколько о ее добровольной передаче, тому, под чье влияние мы норовим подпасть, или подпали.

Кто же подстерегает нас – на каждом углу, в каждый момент, чтобы тихо, вкрадчиво, или с криком, агрессивно отнять нас у самих себя? Толпа. Ее основное свойство – жадное стремление всосать в себя, сделать частицей своей массы.

Толпа – это алчный монстр, который питается человеческой душой. Однако, при этом полезно уяснить, что толпа – это не только скопление тел на площади. Это только ее одно большое тело, физиологический организм. Мозг же толпы, ее собственный ум –социальные идеи, то есть идеология, а душа толпы – общественная мораль.

Поэтому толпа вовсе не есть хаос, но представляет собой весьма разумное и довольно хищное одушевленное существо. Оно прожорливо и ненасытно. И если мы хотим сохранить себя, нам следует уберечь себя от толпы.

Если прибегнуть к топографической символике, то уровень отношений «Субъект – Толпа» можно обозначить как горизонтальный. В принципе горизонтальны все межличностные отношения – производственные, семейные, дружеские, уличные. И они определяются тотальной властью законов толпы, стремящихся вытравить из человека всякую его индивидуальность, превратить его в дешевую рабочую силу для обслуживания самой Толпы. Вот почему по земле бродит несметное количество роботов и сомнамбул, даже и не подозревающих о том, что они – зомби.

Но, к счастью, существуют и более мощные влияния, нежели общественно-стадные, и они воплощаются в бытийном потоке, вертикально пронизывающим все наше существование. В своем качестве вечного и неограниченного источника и подателя жизни, непрерываемой силы и неиссякаемой энергии, он совершенно не зависит от людских горизонтальных установлений, хотя и пересекает их. Рождение и смерть, два основных факта в человеческой биографии, регулируются именно вертикально обусловленными влияниями. И тот, кто научился и сподобился с ними взаимодействовать (чему, в сущности, и посвящено настоящее исследование), прорывается к таким возможностям, которые совершенно неведомы в плоскости горизонтального измерения.

Не следует понимать сказанное как претензию на звание сверхчеловека. Нам хотя бы дорасти до самих себя. Хотя бы человеком стать.

В принципе, частное существование каждого субъекта таит в себе своеобразную задачу, поистине захватывающий и великий шанс, а именно – стать тем, кем он задуман. Не воспользоваться подобной возможностью – значит упустить свою собственную жизнь, отдать ее Толпе.

Тот, кто внутри себя отделяется от Горизонтали, перестает зависеть от ее ценностей и чаяний, зависать в массе ее мнений, неизбежно подключается к Вертикали. И здесь начинается другая история, здесь начинается жизнь.

Темы для осмысления, медитации и усвоения:

Отречение.

Покаяние.

Жертвоприношение.

Посвящение.

 

(5). Отсюда начинается вертикальный Путь к Себе. Самопознание переходит в самоосуществление и самореализацию. И здесь предполагается освоение следующих тем:

Вера.

Верх.

Власть.

Воля.

Время.

Господь.

Дар.

Действие.

Дом.

Друг.

Дух.

Закон.

Здесь.

Индивидуация.

Индивидуум.

Имя.

Молитва.

Самоосуществление, или самосвершение – это достижение состояния полноты раскрытия всех наших способностей и возможностей, а значит, и максимально интенсивного проявления себя в мире, в реальности. Отсюда и – самореализация – утверждение себя в реальности.

С другой стороны, самоосуществление представляет собой процесс, позволяющий нам стать такими, какими мы задуманы.

Последняя фраза может показаться несколько туманной – «Стать таким, каким я задуман». Однако, разберемся. На самом деле в сказанном нет никакой метафизической размытости, а уж тем паче, и красивого поэтического пафоса. Здесь речь идет как раз о конкретном смысле био-логической (то есть жизне-логической; bios с греческого буквально переводится как «жизнь») предзаданности. И если бы это было не так, то род человеческий давно бы прекратил свое существование.

Обратимся к фактам очевидным. Ребенок появляется на свет. Но разве человек задуман в качестве грудного младенца как окончательной ипостаси? Вся история нашего развития показывает, что это не так. Существо продолжает расти и развиваться, достигает юного возраста, но и на этом ход развития не завершается – потому что эволюционно особь еще не достигла того качества, про которое можно сказать «самосвершение осуществилось». То есть она еще не стала такой, какой задумана стать.

В этом месте мне приходилось слышать вроде бы резонные аргументы, что, дескать, мы знаем огромное количество примеров, когда люди останавливаются в своем развитии на ювенильной отметке, но при этом продолжают вроде бы беспроблемно существовать. В действительности, их проблемы довольно серьезны.

Ведь что такое патология, что такое проблема как не закономерное следствие неразрешенного конфликта?

Конфликт – всегда противоречие, противостояние, оппозиция.

Если, к примеру, некто хочет съесть пряник, но ему предлагают отведать кнута, возникает конфликт – в данном случае противоречие между спросом и предложением. На почве конфликта развивается стресс. На почве стресса развивается заболевание.

Если природой положено тридцатилетнему человеку соответствовать своему возрасту, но его разум пребывает на стадии подростка, то возникает конфликт – между природой особи и самой особью. Следствия только что описаны.

Любое страдание – всегда следствие конфликта.

С основными значениями конфликта мы уже определились. Это – противостояние, несогласие (и как следствие несогласованность), противоречие.

И в том случае, когда удается эти антитезы преодолеть, можно говорить о цельности и здоровье.

Таким образом, когда подразумевается преобразование

несогласия – в согласованность,

противоречия – в единоречие,

противостояние – в совместное движение –

имеется в виду приближение к самосвершению.

Стало быть, самосвершение и есть то состояние изначальной задуманности, которая дана нам как предзнаменование, предназначение.

Однако, как мы выяснили, в процессе самоосуществления неизбежно возникают барьеры, требующие преодоления. Самые серьезные из них – Ложь и Толпа. И тем не менее, данную ситуацию вовсе не следует воспринимать как досадную помеху, предназначенную только для возбуждения наших страхов и отчаяний. Вполне возможно, что наличие подобных препятствий имеет свою внутреннюю логику, подспудный и глубинный смысл. Ведь преодолевая их, мы прорываемся на новую орбиту бытийности, ту, которая располагается в большей близости к ядру самосвершения.

 

Вернуться в раздел